Хотелось бы отметить, что до 2003 года буквально все направления судебной экспертизы тем, или иным образом связанные с независимой экспертизой технического состояния транспортных средств, оценкой автотранспорта, оценкой ущерба при аварии, установлению причин, условий и обстоятельств ДТП (аварии), исследованию следов на транспортном средстве имели общее родовое название «Автотехническая экспертиза». Однако, как известно, ни время, ни инженерная наука не стоят на месте, в результате чего изначально, казалось бы, близкие экспертные исследования автотранспорта настолько активно «разъехались» каждое в свою сторону, что на сегодняшний день фактически завершился этап по очередному размежеванию «автотехнической экспертизы» на целый ряд инженерных экспертиз автотранспорта.
С принятием Министерством Юстиции Российской Федерации Приказа № 114 от 14 мая 2003 года «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции…» экспертиза технического состояния транспортных средств (машин) была выделена в отдельный вид экспертиз автотранспорта с присвоением данному виду экспертизы номера «13.2» и уточнением его названия — «Исследование технического состояния транспортных средств».
Итак, на сегодняшний день судебная автотехническая экспертиза была разделена на следующие подвиды:
Настоящая статья посвящается именно независимой экспертизе технического состояния авто (транспортных средств).
Прежде чем исследовать тонкости технической экспертизы ТС, нам следует определиться, что является объектами технического состояния транспортных средств.
Итак, на сегодняшний день экспертная практика выделяет следующие агрегаты, наиболее востребованные в экспертизе автотранспорта:
Для начала хотелось бы выделить два основных направления исследования в данном виде экспертиз авто. Во первых, исследование технического состояния легкового или грузового автомобиля обычно проводится по двум направлениям, а именно в связи с совершенным дорожно-транспортным происшествием (авария), а также вне условий ДТП, т.е. в делах о защите прав потребителя. В соответствии с этим грубым разделением экспертизы на два фронта, цели и задачи экспертизы существенно различаются.
По делам о ДТП, экспертиза технического состояния автомобиля своими целями и задачами ставит следующее:
По делам о защите прав потребителей, целями экспертизы технического состояния автомобиля являются:
В зависимости от процессуального статуса, экспертиза технического состояния транспортного средства (авто) подразделяется на такие подвиды как:
Судебная экспертиза транспортного средства
В рамках гражданского процесса:
В рамках уголовного процесса:
Внесудебная экспертиза транспортного средства
Внесудебная экспертиза технического состояния автомобиля (машины) возникает на основании договора об оказании экспертных услуг, и актуально в преддверии как гражданского, так и уголовного дела.
В преддверии возбуждения гражданского процесса:
В преддверии возбуждения уголовного процесса:
Несколько обособленно от вышеуказанных внесудебных исследований технического состояния транспортного средства стоят услуги по подготовке рецензионных заключений специалиста (встречной экспертизы), которое приобретает особое значение для целей оспаривания результатов любой первоначальной (судебной или внесудебной) экспертизы ТС.
В зависимости от процессуального характера, экспертиза по исследованию технического состояния транспортного средства (авто) завершается следующими документами:
Какие виды неисправностей, дефектов и поломок исследует экспертиза технического состояния транспортного средства:
Экспертиза технического состояния автомобиля (авто) по убыванию востребованности в оной подразделяется на следующие сегменты:
№1 по степени востребованности — Экспертиза двигателя автомобиля
Очевидно, что экспертиза двигателя автомобиля, самый востребованный вид экспертизы, т.к. цена двигателя автомобиля порой достигает трети стоимости всего автомобиля.
№2 по степени востребованности — Экспертиза кузова автомобиля
Очевидно, что кузов автомобиля обоснованно стоит на втором месте по степени востребованности на рынке экспертных услуг, что вполне объяснимо, т.к. по стоимости и громоздкости кузов (корпус) автомобиля по своей стоимости сопоставим с ценой двигателя автомобиля.
№3 по степени востребованности — Экспертиза приборов транспортного средства
Третьим по степени востребованности элементов экспертизы технического состояния является независимая экспертиза приборов транспортного средства.
Завершить настоящую статью нам бы хотелось детальным перечислением основных элементов, которые подлежат экспертизы в рамках независимой или судебной экспертизы технического состояния автомобиля (ТС):