Нередко заключение транспортно-трасологической экспертизы, проведенное органами ГИБДД на этапе расследования обстоятельств ДТП, в дальнейшем, при судебном разбирательстве, подвергается сомнению ввиду открывшихся новых фактов и дополнительных свидетельских показаний. Однако, чтобы при судебном рассмотрении, суд мог вынести объективное решение, вначале необходимо опровергнуть ошибочные выводы предварительного следствия, дав экспертную оценку её результатам. Высококлассные специалисты НТЦ «АВТОТЕХ» проводят рецензирование результатов транспортно-трасологической экспертизы, которая является наиболее востребованным видом исследования для установления виновности водителей и ущерба при ДТП, а также для выяснения других спорных обстоятельств.
Рецензирование результатов транспортно-трасологической экспертизы по своей природе не является новым видом или повторной экспертизой. Рецензирование ранее выданного заключения позволяет оценить обоснованность выводов эксперта, если у заинтересованной стороны возникли сомнения в достоверности её результатов. Также не стоит путать рецензирование и дополнительную экспертизу – это два совершенно разных вида исследований, которые имеют различные цели.
Необходимо отметить, что транспортно-трасологическая экспертиза проводится с целью получения ответов на вопросы, связанные с определением траектории движения и прочих важных обстоятельств до и после столкновения, в том числе, по следам на проезжей части и характеру повреждений ТС. Как правило, судебная экспертиза проводится по определению суда, постановлению органов дознания, по ходатайству пострадавшей стороны или лиц, обвиняемых в совершении ДТП. Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет рассчитать скорость и направление движения ТС, установить начало и конец тормозного пути, а также определить каким предметом или частями ТС были оставлены следы и получены характерные повреждения.
Сложность расследования различных ДТП заключается в необходимости достоверно восстановить картину и динамику дорожного происшествия. Опираясь на изучение следов торможения, поврежденные фрагменты и детали ТС, показания свидетелей, не всегда удается сделать правильные выводы. Порой, инспектор ДПС, в силу плохих погодных условий или других объективных причин, не может произвести качественную фото фиксацию обстоятельств ДТП, отметить в протоколе состояние покрытия, наличие дорожных знаков и разметки. Нередко выпадают из внимания существенные детали, которые противоречат расчетам траектории движения ТС и не соответствуют показаниям водителей. Все обстоятельства, которые могут вызвать обоснованные сомнения не только у специалистов, становятся объектом изучения эксперта при подготовке рецензии на результаты транспортно-трасологической экспертизы.
Заключение транспортно-трасологической экспертизы является весомым доказательством для вынесения объективного судебного решения в отношении виновности или невиновности водителя в совершении дорожного происшествия. Нередки случаи, когда в процессе судебного разбирательства возникают противоречия и обоснованные сомнения в результатах ранее проведенного исследования. В этой ситуации возникает необходимость рецензирования заключения на предмет возможных ошибок и отступлений от методик, допущенных при изучении схем, протоколов и других материалов расследования ДТП. Таким образом, рецензия на автотехническую экспертизу является эффективным инструментом проверки полученных результатов и объективности выводов.
Специалисты нашего ЦЕНТРА, при рассмотрении подобных заключений, как правило, внимательно изучают все материалы и документы, проводят анализ полноты и достоверности информации, оценивают состоятельность выводов. При подготовке рецензии на экспертизу перед экспертом, как правило, ставятся следующие вопросы:
Рецензия результатов транспортно-трасологической экспертизы может понадобиться, если одна из сторон рассматриваемого судом спора, анализируя ответы эксперта в заключении, выявила, что исследование было выполнено с серьезными недостатками или в нем отсутствует достаточная аргументация выводов. Эти и другие обстоятельства могут в полной мере стать причиной обращения в независимую экспертную организацию для рецензирования экспертного заключения.
Эксперты НТЦ «АВТОТЕХ», проводя рецензирование, определят полноту и развёрнутость ответов на все вопросы, которые были исследованы, выявят противоречия с полученными результатами и поставят под сомнение ложные выводы.
Рецензия на судебную экспертизу или независимое исследование не имеет процессуальный статус доказательства и может служить лишь обоснованием ходатайства о назначении судом повторной или комиссионной экспертизы. Она позволяет оспорить выводы в заключении, если исследование было проведено с нарушениями или сознательным искажением данных, в том числе, по причине возможной личной заинтересованности эксперта.
Во всех случаях, когда заинтересованная сторона обоснованно считает, что в заключении экспертизы имеются ошибки или существенные недостатки, имеет смысл обратиться за рецензией. Опытный эксперт нашего ЦЕНТРА в своем заключении не оставит без внимания:
Судебная практика подтверждает, что в ситуациях несогласия с выводами экспертизы, заинтересованная сторона чаще всего обращаются к данной услуге. При этом оплата рецензии ложится на плечи стороны, инициировавшей её проведение. Эти дополнительные расходы по рецензированию могут быть компенсированы проигравшей стороной в случае вынесения судом решения не в её пользу.