Обучение экспертов по специальности 13.1

У Вас есть вопросы по данному курсу?    

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), загруженности, техническом состоянии транспортного средства / автомашины скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства / автомашины и т.д.

Вопросы

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности судебного эксперта-автотехника задачи по установлению вины (виновности или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь и суд устанавливает и экспертным путем доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину (виновность) в случившемся ДТП.

Именно автоэксперт в силах методологически обоснованно установить виновность (вину) в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).

Именно автоэксперт имеет право устанавливать вину в ДТП пешехода.

Именно на плечи автоэксперта возлагается столь сложный вывод как – обоюдная вина (виновность) в совершении ДТП.

Именно автоэксперт имеет право определять степень вины (виновности) каждого из участников дорожного движения в ДТП.


Именно автоэксперт в силах определить вину (виновность) в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

Современные методы анализа механизма ДТП – состояние и перспективы

Читая статьи, комментарии и отзывы по поводу ДТП, обратил внимание, что у значительного количества участников дискуссий отсутствуют систематизированное представление о методах автотехнической экспертизы, возможностях этих методов и их месте в расследованиях дорожно-транспортных происшествий. Это зачастую приводит к ошибочным (на мой взгляд) выводам при оценке обсуждаемой ситуации. Попробую, насколько у меня это получится, восполнить этот пробел.

Общеизвестно, что только реконструкция механизма ДТП в полном объеме может гарантировать обоснованные выводы по всем вопросам, связанным с ДТП. При реконструкции механизма сложились два основных подхода. Первый подход, который сформировался несколько десятилетий назад, выдержал многостороннюю проверку практикой и по праву является основным — обычно называют традиционным . Специалиста, не владеющего методами традиционного подхода, трудно признать экспертом-автотехником. Как и все иные, этот подход имеет и свои сильные стороны, и свои недостатки.

Возможности этого подхода определяются тем, что базируется он, в основном, на кинематике и трасологии. Расчетные методики, большей частью, основываются на кинематических расчетах — определении положения и характеристик движения идеализированного тела (материальной точки, абсолютно твердого тела) во времени. Движение характеризуется путем, перемещением, скоростью, ускорением центра точки (центра тяжести автомобиля). Анализируются следы – результаты движения.


Очевидно, что такой подход связан с высоким уровнем абстракции, большим количеством условностей, упрощений и допущений, для компенсации которых и учета конкретных обстоятельств вводятся различные коэффициенты, усредненные значений параметров движения, косвенно характеризующие конструктивные особенности автомобиля, характер и состояние дороги, свойства препятствий. Эти коэффициенты и параметры устанавливаются опытным путем (время срабатывания тормозного привода, установившегося замедления, коэффициент сцепления, коэффициент сопротивления перемещению, коэффициент эффективности торможения и т.п.).

Выделены типовые дорожно-транспортные ситуации, для которых разработаны и апробированы типовые расчетные методики. Снижение скорости вследствие затрат энергии на деформацию автомобилей при столкновении, как правило, не оцениваются

Реконструкция механизма ДТП выполняется методом мысленного реконструирования происшествия, структура и течение которого воспроизводится в воображении эксперта на основе исходной информации и логический построений для проверки его непротиворечивости.

Вследствие простоты расчетных методик не требуется серьезная базовая автомобильная подготовка экспертов. Легко формализуется процесс проведения экспертизы. Обеспечивает технологическое единообразие: -разбивка на типовые ситуации – типовые методики – типовые комплексы исходных данных — типовые аттестованные эксперты — известные затраты времени – планирование загрузки экспертов. Легко проверяется: правильно-неправильно применена методика, вышел-не вышел за пределы экспертной специальности. При одинаковых исходных данных — одинаковые выводы по расчетным ситуациям.

Метод позволяет влиять на выводы эксперта через комплекс исходных данных. При проведении экспертизы «проглатываются» все несуразности как исходных данных, так и результатов расчета.

Что касается реконструкции механизма ДТП — мысленная реконструкция обстановки и связанных с ней обстоятельств события базируется на исходных данных, результатах расчетов по типовым методикам, на научных познаниях и практическом опыте эксперта. На этой стадии часто наблюдаются различие оценки ситуации у экспертов с разным уровнем профессиональной подготовки.

Возможности дальнейшего развития метода. Необходимо уточнение, расширение базы коэффициентов и параметров, позволяющих учитывать особенности конкретной ситуации. Разработка новых расчетных методик. Например — методик определения потерь скорости на деформацию автомобиля, определения скорости по информации в электронных блоках управления и т.п.

Таким образом, традиционный метод автотехнической экспертизы является в принципе всеобъемлющим, поскольку основывается на общих законах механического движения и взаимодействия материальных тел.


При этом достоверность результатов реконструкции механизма ДТП зависит от того, насколько точно выбранные коэффициенты, другие параметры, характеризующие ДТС, соответствуют обстоятельствам ДТП, от качества анализа вещно-следовой обстановки, уровня научных познаний и практического опыта эксперта, выполняющего мысленную реконструкцию механизма.

Из этого следует, что высокий уровень достоверности обеспечивается при расчете параметров движения в пределах типовой ситуации — определении тормозного, остановочного пути, времени торможения, удаления ТС от места наезда и т.п.

При усложнении ситуации возрастает количество элементов, требующих мысленной реконструкции обстоятельств, оценка приобретает характер, все более зависящий от научных познаний и практического опыта эксперта, доля субъективной составляющей возрастает. Поэтому при реконструкции сложных ДТП требуется иной подход. Но об этом – в следующей статье.

Задачи

Целями и задачами судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления транспортного средства / автомашины, можно решить лишь после определения технического состояния транспортного средства / автомашины.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния транспортного средства / автомашины, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей транспортного средства / автомашины экспертам зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на транспортного средства / автомашины и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Экспертиза обстоятельств ДТП наш профиль.

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Адвокаты и юристы, работающие по делам о ДТП, сталкиваются с тем, что требуется получить объективную фактическую информацию по делу для формирования позиции. Недостаток объективных данных приводит к необходимости основывать линию защиты исключительно на словах доверителя или привлекать специалиста, или ожидать результатов экспертизы, назначенной следователем или судом.

Мы предлагаем альтернативный, принципиально новый вариант работы – самостоятельно овладеть знаниями и навыками, позволяющими профессионально исследовать место ДТП и действовать по делу одновременно в двух качествах – лица, обладающего специальными знаниями в исследовании обстоятельств ДТП, и лица, представляющего интересы участника ДТП, – юриста/ адвоката. Очевидно, что это качественно меняет подход к работе по делам о ДТП и выводит адвоката, обладающего специальными познаниями на новый конкурентный уровень.

Обучение составит 20 часов онлайн-занятий и 84 часа самостоятельного обучения по материалам, предоставленным участникам курса. Это: специальная литература, методики, рекомендованные РФЦСЭ при Минюсте России и ЭКЦ МВД России к использованию экспертам-автотехникам при производстве судебных экспертиз.

Завершается курс итоговой аттестацией (экзаменом), проводимой в форме электронного тестирования.

Программа курса

Повышение квалификации по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»

I.Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы

Тема 1.

Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).


Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

Тема 2.

Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

Тема 3.

Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

Тема 4.

Основы организации и безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП); активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

Тема 5.

Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.


III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

Тема 6.

Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения в момент ДТП.

Тема 7.

Экспертное исследование наезда на пешеходов.

Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.


Тема 8.

Экспертное исследование столкновений ТС.

Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

Тема 9.

Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.

Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

Тема 10.


Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.