Переподготовка (обучение) по специальности 13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

  1. На программу повышения квалификации по специальности 13.1. «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия» принимаются лица, получающие в соответствии со ст.76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее профессиональное образование (подтверждается справкой образовательного учреждения), или лица имеющие высшее образование: бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); специалитет (подтверждается дипломом специалиста; магистратура (подтверждается дипломом магистра); подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки). Опыт работы по выбранному направлению экспертизы приветствуется, так как способствует изучению материала программы.

  2. Курс состоит из cамостоятельной работы участников.

  3. Предоставление методических материалов осуществляется в первый день занятий.
  4. Участникам курса присваивается 256 академических часов совершенствования профессионального мастерства

О мероприятии

Знания и навыки, которые вы приобретете на курсе, позволят на экспертном уровне разбираться в произошедшем дорожном событии и качественно, по-новому анализировать имеющиеся в деле экспертизы. Овладение специальностью по исследованию обстоятельств ДТП в совокупности с юридическими знаниями создадут уникальные профессиональные компетенции.

Курс будет полезен не только адвокатам и юристам, осуществляющим правовою помощь по делам о ДТП, но и всем, кто заинтересован в получении дополнительного статуса.

В процессе занятий:

  • рассмотрим этапы расследования дорожных происшествий;

  • будем решать ситуационные задачи по фактическим обстоятельствам произошедших ДТП;

  • будем исследовать технические аспекты происшествия, выполнять необходимые расчёты, анализировать факторы, сопутствующие ДТП;

  • разберём типичные ошибки, связанные как с назначением, так и с производством автотехнических экспертиз. 

Обучение проводится на основе судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам, а также практики проведения исследований и дачи заключения экспертами по вопросам, требующим специальных знаний в области автотехнических экспертиз. Разберём ошибки, допускаемые как при назначении, так и при производстве экспертиз.

Курс завершится итоговой аттестацией в форме электронного тестирования.

Для подготовки к аттестации вам будет предоставлена специальная литература и методики, используемые экспертами РФЦСЭ Минюста РФ и экспертами ЭКЦ МВД России при производстве судебных автотехнических экспертиз.

После успешного прохождения полного курса обучения и итоговой аттестации Вам будет выдан Диплом о профессиональной переподготовке с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. 

За 2021-2022 гг. обучение по данной программе прошли более 90 слушателей. Специальные знания получили адвокаты, практикующие юристы, следователи и эксперты, а также студенты. 

ПРОГРАММА КУРСА:

Повышение квалификации по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»

I. Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы

Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).

Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

Судебная автотехническая экспертиза, её содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения

Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, её основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий; активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.

III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения, в момент ДТП.

Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.

Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.

Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

Тема 9. Экспертное исследование манёвра объезда, опережения и обгона ТС.

Силы, действующие в процессе манёвра ТС; методика экспертного исследования манёвра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

Промежуточная аттестация:

  • проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач по пройденным темам с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;

  • количество вопросов в тесте: 20;

  • время, отводимое на сдачу теста: 20 минут;

  • количество попыток для сдачи теста: 1;

  • оценка успешности сдачи теста: 16 и более правильных ответов.

Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.

Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.

Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).

Понятие «момент возникновения опасности для движения» и его использование в судебно-следственной и экспертной практике. Пределы компетенции судебного эксперта-автотехника в вопросах «о моменте возникновения опасности» и «исследования действий водителя на соответствие ПДД». Экспертное исследование действий водителя в стандартных (регламентированных в ПДД), нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях.