Экспертиза турбокомпрессора

На разрешение экспертов поставлены вопросы:

  • 1)Имеются ли неисправности в турбокомпрессоре? В случае наличия указать причину их возникновения: производственные, ненадлежащая эксплуатация или иные?
  • 2)Явилось ли невозможность эксплуатации турбины на автомобиле следствием неисправности автомобиля либо неправильной установки компрессора на нем?

Экспертизу проводил сертифицированный судебный эксперт.

В ходе проведенного осмотра установлено наличие следующих дефектов:

- Обнаружены посторонние частицы на тыльной стороне корпуса турбокомпрессора в компрессорной части, под крыльчаткой и на корпусе турбины.
- Резьбовое соединение в рабочей зоне имеет наслоение металла. 
- На внутренней стороне турбинной части, обнаружены следы жидкости.
- Крыльчатка турбинной части, компрессора имеет дефекты в виде деформации лопастей в нижних частях, так же обнаружены следы касания крыльчатки и порного диска. Так же фрагменты лопастей отломлены.
- На внутренней части турбинной полости обнаружены дефекты в виде вмятин и деформаций произвольной формы и хаотичным расположением.
- На компрессорной крыльчатке, обнаружено наличие подтеков жидкости.
- С тыльной стороны турбинной части, в центре обнаружено рыхлое вещество черного цвета, вокруг имеются следы подтекания жидкости.
- На внутренней стороне крыльчатки турбины имеются следы подтекания жидкости.
- На валу турбокомпрессора, имеются места повышенного износа.

Крыльчатка турбинной части, компрессора имеет дефекты в виде деформации лопастей в нижних частях (указаны на фото овалами), так же обнаружены следы касания крыльчатки и упорного диска (указаны стрелками). Механические повреждений крыльчатки турбинной части, говорят о попадании постороннего (посторонних) предмета (предметов) в турбинное колесо при работе узла. Наличие следов касания крыльчатки и опорного диска говорит о возникновении изгиба вала компрессора, при попадании постороннего предмета во время вращения вала между крыльчаткой вала и неподвижными частями.

Фото с тыльной стороны турбинной части, в центре обнаружено рыхлое вещество черного цвета, вокруг имеются следы подтекания, вероятнее всего наличие данных следов говорит о просачивании масла через уплотнительные кольца вала турбины.

Исследование по вопросу №1.

  • а) Обнаружены посторонние частицы на тыльной стороне корпуса турбокомпрессора в компрессорной части, под крыльчаткой и на корпусе турбины. Данный дефект можно охарактеризовать как возникший в следствии эксплуатации узла и явившийся следствием повышенного трения вращающихся частей турбокомпрессора.
  • б) Резьбовое соединение в рабочей зоне имеет наслоение металла. Данный дефект можно охарактеризовать как возникший при демонтаже данной детали. Причиной возникновения является, не квалифицированная сборка и затяжка хомута турбины.
  • в) Крыльчатка турбинной части, компрессора имеет дефекты в виде деформации лопастей в нижних частях, так же обнаружены следы касания крыльчатки и упорного диска. Данный дефект является эксплуатационным и возник из-за попадания постороннего предмета в турбинную область и при вращении крыльчатки турбины происходило касание крыльчатки и упорного диска турбины, также при касании вращающихся частей возникали не расчетные нагрузки которым подвергался вал турбины, вследствие этого вал турбины получил определенную деформацию, о чем так же свидетельствует наличие следов износа в местах скольжения втулок опорных, вала турбины.

Исследование по вопросу №2.

Невозможностью эксплуатации турбины явилось, попадание постороннего предмета в полость турбины и дальнейшее повреждение частей и элементов агрегата. Попадание постороннего (посторонних) предмета (предметов) в полость турбины могло произойти во время хранения или во время монтажа агрегата. Наличия косвенных признаков неисправностей двигателя автомобиля в ходе осмотров экспертом не выявлено.